Все прежнее руководство "Казатомпрома" лишилось должностей, а президент компании арестован

Options

Все прежнее руководство "Казатомпрома" лишилось должностей, а президент компании арестован

Но перед открытием форума он был отстранен от должности по представлению генеральной прокуратуры и в тот же день, с санкции суда, взят под стражу, пишет "Российская газета".
Почти сразу новым главой "Казатомпрома" назначили Владимира Школьника, который принимал деятельное участие в создании Агентства по атомной энергетике Казахстана еще 17 лет назад. А все последующие годы, работая в правительстве, так или иначе влиял на процессы в этой специфической сфере, где интересы бизнеса туго переплелись с государственными.
По сообщениям из Астаны, против Джакишева и еще шести топ-менеджеров этой компании Комитет национальной безопасности Казахстана возбудил уголовное дело по подозрению в хищении средств в особо крупных размерах. Неожиданное известие вызвало большой резонанс не только в кругах политической и бизнесэлиты в самом Казахстане, но и там, где имели дело с "Казатомпромом". А это не последние страны - Канада, Франция, Япония и, конечно, Россия.
Государства, развивающие у себя атомные технологии, и частные фирмы, работающие на этом рынке, прежде всего влекут в Казахстан его урановые залежи - по разведанным мировым запасам, он на втором месте после Австралии. А по объемам добычи Мухтар Джакишев, как утверждают, обещал уже в этом году вывести свою компанию на первое место в мире, обогнав Австралию и Канаду. Прогнозная цифра "Казатомпрома" на 2009 год - 12 тысяч 826 тонн уранового концентрата.
Казахстан еще несколько лет назад провозгласил амбициозную программу в области атомной энергетики. В республике была поставлена задача довести к 2010 году добычу урана до 15 тысяч тонн. Работы ведутся на одиннадцати месторождениях, тут давно и прочно обосновались канадские, французские и японские фирмы, свой интерес все активнее проявляет Украина.
Россия, в сравнении с той же Канадой, представлена на этом рынке довольно скромно - совместным предприятием "Заречное" на одноименном месторождении в Южно-Казахстанской области, на левобережье Сырдарьи. Его официально пустили в декабре 2006 года с задачей вывести в ближайшие два года на проектную мощность - тысяча тонн уранового концентрата в год. Доли России и Казахстана в этом СП равны и составляют по 49,33 процента. Объем экономически оправданных запасов оценивается в 20 тысяч тонн. Работы ведутся методом подземного выщелачивания ураносодержащих песчаников с глубины от 500 до 1000 метров. Эта технология, разработанная еще в советские времена, считается одной из самых эффективных, с минимальными издержками для окружающей среды.
В "Росатоме" напомнили, что создавалось это СП в соответствии с соглашением между правительствами России и Казахстана "Об интеграции предприятий ядерно-топливного цикла". В этом соглашении один из важнейших пунктов - совместная добыча урана на казахстанских месторождениях. "Один из" - значит, не единственный. Руководство Казахстана уже тогда давало понять, что "не будет ограничиваться созданием только лишь предприятий по добыче и первичной переработке сырья".
В условиях, когда и Россия, и Казахстан стали суверенными государствами, речь должна идти об объединении не только сырьевых и финансовых, но и интеллектуальных ресурсов. Чтобы в конечном итоге выходить на рынок, включая международный, с высокотехнологичной и наукоемкой продукцией. Не только с урановым концентратом в виде желтого кека, что получают на СП "Заречное", а с обогащенным ураном в виде топлива для АЭС. Не случайно Казахстан первым откликнулся на приглашение России войти в состав учредителей Международного центра по обогащению урана, который создается в Ангарске.
Возможно, косвенное объяснение причин случившегося содержится в словах Генерального директора Национального ядерного центра Казахстана Кайрата Кадыржанова - он поставил под сомнение стремление бывшего руководства "Казатомпрома" выйти в мировые лидеры по объемам добычи урана. "Первое место - это не всегда разумно, - цитирует его слова Интерфакс-Казахстан. - Почему Австралия и Канада - мировые лидеры в производстве урана - не ставят целей по увеличению объемов добычи урана, хотя имеют на то все возможности? Они придерживаются прагматичной формулы: урана надо добывать столько, сколько потом сможешь обогатить. То есть не экспортировать сырье по дешевке за рубеж, а продавать как продукт более высокого передела с существенной прибавкой в стоимости". По его словам, уран для Казахстана является "таким же стратегическим сырьевым запасом, как нефть и газ". И запасы его таковы, что мы можем считать себя не столько нефтегазовой, сколько урановой страной. Поэтому распродавать уран в виде сырья, по меньшей мере, неразумно, заключил Кадыржанов.
"Казатомпром" - это, по сути, национальный экспортер урана, его соединений, металлов редкоземельной группы, специального оборудования и материалов двойного назначения. По последним данным в компании работало свыше 25 тысяч человек.
Что же касается официального представительства "Казатомпрома" в Москве, то ее директор Геннадий Исаков продолжает исполнять свои обязанности. И вчера в разговоре с корреспондентом "РГ" заверил, что все ранее достигнутые договоренности в отношении СП "Заречное" и Международного центра по обогащению урана в Ангарске остаются в силе. Как и намерения активизировать совместную работу по созданию энергетического реактора средней мощности ВВЭР-300 - с последующим строительством первого такого энергоблока в Актау.
Тем временем Национальный ядерный центр (НЯЦ) Казахстана и Японский исследовательский институт атомной энергии (JAERI) завершили согласование условий создания в Курчатове атомного реактора четвертого поколения. Это будет так называемый высокотемпературный газовый реактор. Пока созданы только его прототипы в Японии, Германии и Южной Африке. В Курчатове в рамках соглашения с японцами будет построен первый действующий ВТГР мощностью 50 МВт - об этом заявил гендирекор НЯЦ Кайрат Кадыржанов. По его словам, общая стоимость проекта может составить около 500 миллионов долларов. И Казахстан уже предложил России "поучаствовать в проекте" - деньгами, кадрами и технологиями. А вот строить с участием России АЭС в Актау Кадыржанов считает не вполне оправданным, поскольку это место "находится на отшибе энергосистемы страны". По его мнению, строить первую в Казахстане АЭС следует не в Актау, а в Балхашском регионе (это Карагандинская область), в центре страны.
Разработанно в AppsGroup

О проекте

EN

Полная версия

Close
Яндекс.Метрика