"Компании привыкли ориентироваться на окрики"

Options

"Компании привыкли ориентироваться на окрики"

Сделка по продаже Ковыкты "Газпрому", начатая летом 2007 года, все еще не закрыта.
Что грозит другим недропользователям, которые в условиях финансового кризиса собираются менять инвестпрограммы и снижать уровни добычи, в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал накануне глава Минприроды Юрий Трутнев
«Реализация инвестиционных программ — это задача компаний, - считает Трутнев. -  Сегодня действительно возникают сложности с привлечением банковского финансирования. Но разработкой полезных ископаемых у нас занимаются серьезные предприятия, у них есть собственные свободные ресурсы, у некоторых они выражаются в миллиардах долларов. Из-за кризиса приоритеты в деятельности компаний могут измениться, на что-то денег не найдется. Но компании должны найти средства на исполнение обязательств перед государством».
Если какие-то компании не справятся с выполнением лицензионного соглашения из-за того, что неправильно строили свою финансовую политику, государство будет иметь возможность еще раз продать права пользования месторождениями и получить дополнительные средства в бюджет.
Объективных предпосылок для долговременного снижения цены на нефть нет. Ведь люди будут отапливать жилища, продолжат пользоваться автотранспортом. На спрос можно повлиять в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе, но данных о том, что в ближайшее время в мире будут разрабатываться какие-то новые, значительные запасы нефти, нет. Спрос — это маятник. Он может отклоняться с большей или меньшей силой, но все равно вернется обратно.
«Разработка месторождений полезных ископаемых — это конвейер. И если мы не передадим в срок права пользования не месторождение, значит, оно будет недоразведано, не обустроено, не оконтурено сеткой скважин — и разрабатывать его будет нельзя», - считает глава Минприроды.
Планы по доведению уровня утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ) до 95% к 2012 году не изменились.
Позиция Минприроды согласована с Минэнерго, она в ближайшее время будет принята и утверждена. «Кроме того, утилизация ПНГ — это не закапывание денег, а просто проект с более длительным сроком окупаемости, чем добыча нефти. Эти деньги все равно вернутся, не говоря уже о том, что уменьшится нагрузка на природу», - говорит Ю. Трутнев.
Размер штрафов за превышение лимитов установлен. Проект постановления предполагает взимание с 2012 года платы за выбросы в пределах 5% от добываемого ПНГ, то есть в пределах норматива. При этом за сверхнормативные выбросы — пятикратное увеличение размера платы и дополнительный коэффициент 4,5. В случае отсутствия счетчиков размер платы умножается на дополнительный коэффициент.
Говоря о подготовке программы развития шельфа, которую МПР разрабатывает вместе с Минэкономики, Трутнев отметил, что документ будет готов к концу года, и объяснил, почему Роснедра не продлили лицензию "Роснефти" на Западно-Камчатский шельф.
"Роснефти" права на этот участок были предоставлены с условием газификации Камчатки. И в эту программу должны были вкладываться большие деньги. Но выяснилось, что эта работа не велась вообще. Обязательства компании не были зафиксированы в условиях лицензии, поскольку она выдавалась в целях геологического изучения, вместе с тем обязательства компании были указаны в соответствующем распоряжении правительства.
Говоря о проверке исполнения лицензионного соглашения по Ковыктинскому месторождению накануне завершения сделки по его покупке "Газпромом" у ТНК-ВР, Трутнев сказал, что ничего не знает про сделку. «Год назад мы проверили компанию ("РУСИА Петролеум", владелец лицензии на Ковыктинское месторождение, где ТНК-ВР контролирует 63%.— "Ъ") и сказали, что отберем лицензию (по условиям лицензионного соглашения на месторождении сейчас должно добываться 9 млрд кубометров газа в год, реально добывается 30 млн кубометров — "Ъ"). Прошел год. Как только просочилась информация, что дано поручение провести новую проверку, так сразу пошла обратная информация о том, что сделка почти заключена. Я это слышал уже много раз».
Трутнев рассказал, что к идее антимонопольной службы ограничить присутствие недропользователя на региональном рынке барьером 35% относится неоднозначно.
«В принципе я за конкуренцию, в том числе в добыче минерального сырья. Но взять и ограничить компаниям возможности приобретения запасов 35-процентным барьером не очень правильный ход. И ФАС с нами согласилась. Ведь в мире работают такие компании, как Shell, BP, Rio Tinto и так далее. И наши компании хотят конкурировать с этими монстрами. И есть общая тенденция интеграции компаний в сфере добычи полезных ископаемых. Поэтому наши компании, чтобы быть конкурентоспособными, тоже должны быть большими и сильными. То есть мы вместе с ФАС должны заниматься не обрезанием больших компаний, а созданием возможности для конкуренции на малых и средних месторождениях. Бороться с тем, что крупные недропользователи не занимаются выработкой старых месторождений, но и не пускают на эти месторождения малые компании. Здесь нужны новые нормы регулирования, мы вместе с ФАС подумаем и постараемся внести соответствующие предложения».


Разработанно в AppsGroup

О проекте

EN

Полная версия

Close
Яндекс.Метрика