О консолидации малых нефтегазовых активов

Options

О консолидации малых нефтегазовых активов

Идея консолидации малых нефтегазовых месторождений России далеко не нова. Когда, например, в 2001 г. писали концепцию развития ТЭКа до 2020 г., то специально указали там, что малые активы необходимо консолидировать. Потому что, во-первых, малые и разрозненные, они не имеют доступа к трубе, а во-вторых, из-за «серой» продажи нефти  уходят от налогов. Плюс, они обеспечивают сырьем те «керосинки», которые делают такой бензин, из-за которого потом ломаются машины. Т.е. эта проблема налицо.
Минэнерго РФ давно поддерживает идею консолидации малых углеводородных месторождений, т.к. ее реализация в немалой степени будет способствовать организации более рационального природопользования, что, в частности, облегчит решение проблемы энергетической безопасности многих российских регионов и улучшит их инвестиционную привлекательность. Кроме того, это сработает и на плодотворное развитие конкурентной среды в российском ТЭКе.
«С помощью нашей инвестиционной модели, основанной на использовании преимуществ для инвесторов, особенно иностранных, размещения нефтегазовых активов в закрытых паевых фондах прямых инвестиций, можно будет реально повысить инвестиционную привлекательность и тем самым оживить сотни малых углеводородных месторождений, до сего времени считавшихся «неликвидами», - полагает Дмитрий Скорняков, предприниматель, долгое время занимавшийся нефтегазотрейдингом. - Ведь от них сейчас избавляются крупные ВИНКи. С ними в условиях кризиса не справляются и более гибкие малые нефтегазодобывающие компании. Такая «реанимация» «мелочи» позволит довольно оперативно вовлечь в оборот многие сотни млрд. м3 газа и десятки млн. тонн нефти и газоконденсата, «размазанных» сегодня по «малым недрам» страны. Кроме того, данная схема позволит увести с теневого сегмента рынка, причем, исключительно  экономическим способом, очень многие малые компании, часто сбывающие сегодня из-за экономической безысходности добытое сырье нелегальным перерабатывающим производствам, называемым в просторечье «самоварами». А это в свою очередь позволит нам внести ощутимый вклад в борьбу за чистоту российского моторного топлива и помочь решению наметившейся в последнее время проблемы его дефицита в некоторых регионах России. А именно на это недавно нацелил Министерство энергетики Российской Федерации своим поручением Председатель Правительства РФ В.В. Путин».

Интересно, что сегодня такой подход оказался востребованным не только государством, но и российским бизнесом. Причем, подготавливаемая в настоящее время командой Дмитрия Скорнякова, бывшего нефтегазотрейдера и хорошо поэтому знакомого с проблематикой малого нефтегазового бизнеса, специальная инвестиционная бизнес-модель призвана сделать консолидацию привлекательной для инвесторов - а именно за счет аккумулирования акций и долей нефтегазодобывающих компаний, разрабатывающих малые углеводородные месторождения, в закрытом паевом инвестиционном фонде (ЗПИФ) прямых инвестиций.
Дело в том, что в конкретных условиях российского и международного законодательства именно такой алгоритм консолидации дает инвесторам ряд преимуществ и удобств по сравнению с широко распространенным в России механизмом концентрации капитала в холдингах акционерного типа.
Во-первых, по российскому законодательству, ПИФ или ЗПИФ – это имущественный комплекс, а не юридическое лицо. Поэтому активы (акции и доли нефтегазодобывающих компаний), составляющие имущество ПИФа, по закону не могут быть арестованы или изъяты в результате судебного решения. Другими словами, рейдерам будет весьма затруднительно (по сравнению с уже хорошо отработанными приемами захвата акционерных холдингов) «раздербанить» имущество ПИФа. И этот важный момент является для инвесторов, особенно зарубежных, очень привлекательным - как гарантия безопасности их инвестиционных вложений.
Плюс налоговые преференции (по налогу на прибыль), позволяющие реинвестировать всю текущую прибыль ЗПИФа непосредственно в развитие добывающих компаний, заведенных в этот ЗПИФ. Причем важно отметить, что рост стоимости этих компаний обеспечивается как путем реализации программ развития их бизнеса, так и за счет доразведки разрабатываемых ими месторождений и получения прав (лицензий) на разработку вновь присоединяемых к проекту месторождений.

Важно, что к проекту подключена компания Ryder Scott Petroleum Consultants -  признанный в мире оценщик и аудитор углеводородных месторождений. По замыслу Д. Скорнякова, Ryder Scott Petroleum Consultants призвана периодически переоценивать нефтегазовые компании, акции и доли которых в виде инвестиционных паев заведены в ПИФ. Причем, производиться эта переоценка будет после определенных действий по обустройству месторождений и развитию бизнеса компаний, эти месторождения разрабатывающих. Например, дополнительная геологоразведка, возведение объектов инфраструктуры месторождений, обеспечение их доступа к логистическим сетям – все это, в соответствии с мировой практикой аудита запасов, повышает качество месторождений, а следовательно - стоимость осваивающих их компаний. Соответственно возрастает и стоимость инвестиционных паев. А это прямая выгода инвесторов в этом проекте. Немаловажно к тому же, что прирост их инвестиций в этом случае имеет вполне логичный и понятный алгоритм.

Сергей Ветчинин
 

Разработанно в AppsGroup

О проекте

EN

Полная версия

Close
Яндекс.Метрика