На ИННОПРОМ-2023 кристаллизовали 10 царь-критериев эффективности образования в новых условиях

Options

На ИННОПРОМ-2023 кристаллизовали 10 царь-критериев эффективности образования в новых условиях

Дефицит толковых кадров требует новых решений по их подготовке в новых условиях развития страны. Человек, окончивший вуз, должен уметь быстро решать нестандартные задачи в стремительно меняющихся условиях, обладать самостоятельным мышлением и быть способным к постоянному саморазвитию, тем самым способствуя как своему благоприятному месту под солнцем в родной стране, так и технологическому суверенитету России. Модератором дискуссии на сессии «Критерии эффективности образования. Взгляд работодателей» выступил глава Минобрнауки Валерий Фальков: «Возврата к работе с опорой на импортные технологии не будет. Значит надо выработать критерии, согласно которым и готовить новые нужные кадры». При этом собравшиеся впервые заговорили о счастье выпускника и возможности перехода от кафедральной системы образования к академической.
 
Что не так в высшем образовании РФ? Что надо поменять? Что нужно изменить в регулировании, подходах, законах? В ходе дискуссии участники встречи на ИННОПРОМ-2023 попытались выработать критерии как инструмент и ключ к переменам.
 
Участниками дискуссии стали ректоры МФТИ им. Баумана, Московского авиационного института, Уральского федерального университета, Московского института стали и сплавов, генеральные директора Трубной металлургической компании, IT-компании СКБ-контур, завода УЗТМ-Кортекс, заместитель директора ГК «Росатом», заместитель главы Уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь», глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, советник Президента РФ Андрей Фурсенко.
 
Валерий Фальков, глава министерства науки и высшего образования РФ:  «Важный момент, на который я хочу обратить внимание, — в России достойная система высшего образования, но она нуждается в обновлении. И запрос на эти обновления назрел достаточно давно. Образование напрямую связано с экономикой и промышленностью, которые сегодня стоят перед колоссальными вызовами. Это означает, что должны меняться и мы. Это прекрасная возможность, и хорошо, что планируемые изменения мы все вместе обсуждаем, не торопимся, но при этом понимаем, что они назрели и будут реализованы».
 
По словам Михаила Попова, председателя совета директоров Трубной металлургической компании, чем лучше мы будем готовить специалистов, тем чаще они будут с этим хорошим образованием уезжать за рубеж. Поэтому в родной стране надо создавать возможность быть счастливым. Создавать такую среду, где профессионалу будет интересно на работе и радостно в жизни. 
 
Председатель совета директоров СКБ-Контур Дмитрий Мраморов, глава крупной IT-компании, «уральского Google» говорит, что его в первую очередь интересуют IT-специалисты и их подготовка. Мы разработчики ПО, у нас только в Екатеринбурге работает 10 000 человек. Мы остро заинтересованы в подготовке кадров. Так как мы прошли свой путь эволюции кадров, могу сказать, что система образования должна быть комплексной и состоять из триады: школа-вуз-предприятие.  Работодатель формирует запрос и участвует в наполнении учебных программ. Так мы работаем с Уральским федеральным университетом. Без школы систему качественной подготовки выстроить сложно. Фундаментальная информатика, информационные технологии – качественное начало в изучении данных дисциплин должно быть положено еще в школе. В вузе работаем через руководителя образовательных программ и с частью преподавателей. Мы намеренно делаем наши программы открытыми, а не сугубо целевыми. 50% набора студентов на нашу совместную программу открыта для всех. Что нам важно в абитуриентах? Кругозор важен. Среди базовых требований – высокий балл ЕГЭ. Так как мы готовим элитных разработчиков, то этот балл от 270 и выше. У нас работает благотворительный фонд и через него мы поддерживаем талантливых школьников, их участие в Олимпиадах. Плюс запустили программу поддержки школьных учителей через Конгресс учителя. Чтобы они могли уровень своего образования поднять и узнать о вузе, как готовить детей к поступлению.
 
Валерий Фальков, глава министерства науки и высшего образования РФ: "Ректору невозможно получить качественного абитуриента на входе без научно-технической базы в школах".
 
Татьяна Терентьева, заместитель гендиректора по персоналу Госкорпорации «Росатом»:
Хочу сказать о плюсах и минусах высшей школы в России. По пунктам. Соглашусь с необходимостью триады. Мы работаем так с топовыми вузами уже 10-12 лет. Создаем в школах Атом-классы, к программам профессионалитета в вузах подключаем работодателей на раннем этапе. Второе. Важна гибкость в уровнях образования для решения разных задач: бакалавриата достаточно для завода, специалитета – для АЭС, магистратуры - для науки. Я за бесшовное проникновение уровней образования для разных целей. Например, за полгода можно сформировать программы под бизнес. Реальное дополнительное обучение может занять 1,5 года.
 
Мы создали в Сарове Национальный центр физики и материаловедения, ядро которого – МГУ, в проекте участвует Курчатовский институт, специалисты из Дубны. Мы набираем для научных программ студентов из полусотни вузов. Фотоников, литографов.
Гибкость важна и для работы со студентами из других стран. Мы создали также Международный центр ядерных и смежных специальностей. 1500 иностранцев из 60 стран уже учатся в нем: Узбекский филиал МИФИ.  17 июля 2023 г. будет первый выпуск в Казахстане, где мы за полгода открыли профильный филиал вуза. Египет, Турция включились в наши программы образования, так как мы у них строим АЭС и их привлекает возможность побывать на российский станциях физически и посмотреть, как все устроено.
Наша задача - увеличить долю образования иностранцев до 20%. Это мягкая сила влияния на принятие решений в будущем, когда за столом переговоров с одной стороны будем сидеть мы, а с другой – наши выпускники. Критично важно, кто сидит за столом переговоров и с каким образованием. Сегодня учиться в вузах  России готовы 10% зарубежных абитуриентов. Мы стремимся увеличить эту цифру до 50% к 2030 г. Это добавит России мягкого влияния на международной арене.
Третье – необходимо создать передовые инженерные школы, присоединять к ним работодателей, массово переобучать и дообучать специалистов. Так, только для развития технологии замкнутого цикла на АЭС на «Прорыв» на потребуется 15 000 специалистов. А всего в Росатом -  до 300 000 человек.
Четвертое – надо срочно в программу обучения студентов внедрять технологии по разработке ПО.
 
Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института им. Баумана: «Считаю, что важны два критерия всего. Во-первых, это качество абитуриентов на входе в вуз. Нужно вводить более полную системную оценку знаний поступающего, а не только стандартное ЕГЭ. Второй критерий – это успешность человека на рынке труда после вуза, его вклад в развитие страны и скорость роста зарплаты, а значит, и удовлетворенность своим качеством жизни. Тогда мы и получим объективную оценку работы вузов и колледжей.  Есть много накопленных данных о работе государственных учреждений образования: массив деятельности, зарплата, уровень образование и то место, где специалист получил его, как он развивается на своем рабочем месте. 
 
МФТИ совместно с Федеральным агентством по труду и компанией «Яков и партнеры» реализует проект: «Анализ большого массива данных за 5–6 лет позволит показать, как уровень образования, полученного человеком, и место, где он образование получил, — от региона до конкретного вуза и даже школы — связано с его успешностью в профессии. Результаты представим в ближайшие месяцы».
 
Валерий Фальков, глава министерства  науки и высшего образования РФ: "Без того, что делает школа в самом начале получения образования невозможно дать качества знаний абитуриента на входе в вуз и, следовательно, его высокой зарплаты на выходе из него".
 
Владимир Мухин, заместитель гендиректора, главный конструктор по НИОКР Уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь» разработчик и производитель радиовысотомеров и систем для авиации, измеряющих высоту полёта; бортовой радиолокационной аппаратуры для зондирования земной поверхности, для ракет):
- Мы принимаем на работу  выпускников ведущих вузов: МФТИ им. Баумана., Московского авиационного института, вузов Казани, Дальнего Востока и со всей России. Каждое лето я отбираю 150 студентов для производственной практики у нас и в течение 10 лет вижу срез качества образования в региональных вузах.
На мой взгляд, важно формировать студенческую среду для будущих инженеров. Это даст качество абитуриента на входе в вуз. Мы производим микроэлектроник, разрабатываем микросхемы. И нам нужны не специалисты-роботы под конкретные задачи. С полной ответственностью говорю, что нам важны не только профессиональные знания, но и те, что дает университет. Это всестороннее мышление. Нам нужен человек, который способен определить, как развиваться отрасли завтра.
Простой пример. Использование кремния в производстве гаджетов. Мы дошли до 28 нанометров вмикроэлектронике. И это предельная эффективность для массового производства смартфонов, планшетов, когда его стоимость минимальна. Да, мы можем добиваться и 3, и 6 нанометров, использовать другие методы вычисления в квантовых суперкомпьютерах. А стандартные гаджеты при дальнейшем уплотнении кремниевых транзисторов будут очень дорогими, и в ближайшем будущем могут не дать нужного быстродействия. Можно в дальнейшем выбрать другую архитектуру процессора, но кремний не справится со скоростью. А ведь кремний на платах можно заменить арсенидом галлия, нитридом галлия.Абитуриент и студент должны знать химию как материаловедение, математику как инструмент для переработки информационных материалов.
 
Я вижу два тренда для вузов. Первое – это собирать программы как конструктор из разных частей в нужной конфигурации. Второе – уменьшить влияние работодателя на высшую школу. И учить, давать широкую базу технологий. Человека будущего готовить, а не инженера-ремесленника. Вынужден в поисках студентов объезжать многие региональные вузы и с уверенностью могу сказать, что необходимо переходить от кафедральной системы образования к академической.
 
Сейчас готовят профессионалов, но не позволяют перетекать информации между кафедрами, происходит замыкание знаний, нет достаточного междисциплинарного взаимодействия, например, от химиков к радистам. Надо уменьшать барьеры между кафедрами. Синтез химии, физики, электродинамики, радиоэлектроники. Только так мы благополучно шагнем в заветное завтра У студентов должны быть специальные учебные центры-лаборатории. И они не равны лабораториям на фабрике. Например, студент спрашивает: «Почему цвет плазмы синий?» и получает ответ: «А потому что ты пыль туда напустил!»  Такие познания позволят ему стать инженером не отдельного предприятия, а инженером-творцом в самом широком смысле.
 
Надо соблюдать баланс между фундаментальными знаниями и теми, что востребованы сегодня на рынке, а завтра, может, нет. Валерий Фальков:  «Нельзя в высшей школе допускать тотального давления работодателя. Надо продумать экономическую модель, расписание, инфраструктуру. Надо понять, где установить границу для работодателей, чтобы не потерять сущность университета».
 
Андрей Фурсенко, советник Президента РФ: Надо понять, как  формулировать задачи для школ. Например, к нам в Сириус-центр для одаренный детей в Сочи, приехали иранцы. Они поняли, что им в школе не хватает теории вероятности, статистики, уровня математики.Ничего страшного, что врачи не знают латынь, но они должны знать химию. И уметь взять информацию из информационных систем. Готового специалиста из вуза невозможно выпустить – это миф. Но можно выпустить человека, который готов доучиваться на рабочем месте и имеет к этому вкус. Научить учиться. После этого он готовый специалист. 
 
Квалифицированный заказчик должен помогать формулировать критерии обучения. В свое время Королев забрал к себе весь выпуск матмеха МГУ. Они ничего не понимали в космосе, но он сказал: «Они понимают в математике, а с космосом они разберутся». Сегодня школьники в программировании дадут сто очков IT-специалистам. Время программирования уходит, нужны математики. Нужно создание новой математики для работы с искусственным интеллектом.
 
Ян Центер, генеральный директор  «УЗТМ-Картэкс» (Уралмашзавод):
Я сам закончил матмех УрФУ. Мы готовы брать всех математиков, физиков, химиков из УрФУ, выпускников Уральского горного университета. Нам достаточно бакалавриата, мы сами доучим, когда они поймут, нужны ли мы им. Магистратуру оплатим.
 
Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института (МАИ):
Согласен и не согласен. Да, специалист должен доучиваться для дефицитной современной технологии цифровых двойников. Но задачи математического моделирования он должен уметь выполнять сам. Потому что не у кого доучиваться. Это новые технологии и молодежь должна прийти на предприятие готовая. Такая задача была поставлена МАИ Роскосмосом, ОДК.   Ключевая задача образования — развивать перспективные компетенции, в том числе, в области цифрового проектирования, для того, чтобы выпускники становились лидерами изменений и внедрения новых технологий в индустрии. Московский авиационный институт является одним из шести университетов-участников проекта по изменению уровней профессионального образования в России. Проектом предусмотрено три уровня образования: базовое высшее, специализированное высшее и профессиональное — аспирантура. Базовый период обучения в МАИ будет длиться от 4 до 6 лет. Получение специализированного высшего образования займёт от 1 года до 3 лет.
 
Михаил Попов, Трубная металлургическая компания (ТМК):
У нас возросла нагрузка по заказам, и есть кадровый голод. Инженеров, обслуживающих производство и рабочих хватает. А вот инженеров-инноваторов, инженеров-конструкторов, инженеров-технологов нет. И если школу конструкторов мы еще смогли сохранить в авиа- и автомобилестроении, в металлургии, то школу технологов мы потеряли.Драйвером появления новых кадров должны стать фундаментальная физика, химия.
А еще нам нужны инженеры-предприниматели, он должен знать, как расходуется бюджет, как работают инвестиции, как донести идею до лиц, принимающих решения.
Надо корпоративные университеты инкорпорировать в среду высшей школы.
 
Усилий работодателя и вуза не хватит, чтобы создать достаточно полигонов для выращивания нужных специалистов. Нужно, чтобы заработала еще одна триада: вуз-работодатель-власти региона.  На базе студенческого кампуса Уральского федерального университете, открытого в дни ИННОПРОМ-2023, запущен пилотный проект.
Мы должны помнить еще и о том, что чем лучше мы готовим специалистов, тем чаще они уезжают. Надо создавать среду, где они будут жить и работать. РСПП уже создают такие коммьюнити в моногородах, то же самое делает Росатом.Конструкторы, технологи, исследователи, - для чего эти люди будут работать, и здесь роль регионов важна.
 
Валерий Фальков, глава министерства науки и высшего образования РФ: "В Свердловской области сложилась уникальная обстановка. Здесь работают 24 вуза. В 2020-2022 гг. в них пришло учиться на 16% больше студентов. Только в УрФУ есть 9876 бюджетных мест. Но школа сегодня не выдает качественных абитуриентов. Нет достаточных знаний химии, физики, биологии, математики".
 
кампус УрФУ
 
Павел Креков, заместитель губернатора Свердловской области: - В 1980-90 гг.  регионе было создано много гимназий, лицеев, где в 11 классе учили даже латынь и стремились дать образование, по сути, 1 курса вуза. Но реальность отрезвила. Нам не хватает не просто педагогов. Нам не хватает педагогов с университетским образованием. Мы не учим учиться. Способность к саморазвитию – ключ к успеху. Мы построили кампус УрФу для нужных специалистов. Здесь будут учиться те, кто серьезно мотивирован на учебу. В том числе и приезжие из других регионов и стран. А регион будет им помогать, предоставлять льготы по жилью, стипендиям, помогать обеспечивать и другие их потребности.
 
 
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС» (на фото в центре):
«МИСиС – один из шести вузов, участвующих в пилотном проекте по взаимодействию с регионами. У нас хорошие отношения с работодателями.
С моей точки зрения, два критерия являются определяющими для университетов в период обновления системы образования. Надо отталкиваться от интересов тех, кто учится сегодня в вузе. А они хотят: 
1) участвовать в решении больших задач для России и мира, 
2) Быть счастливыми
Необходима правильная профориентация и практическая подготовка. Для двухлетнего обучения – производственная практика 17 недель, для четырехлетнего обучения -36 недель. Мы должны не только специалиста подготовить, но и человека, который умеет быть счастливым и реализуется там, где живет.
 
По итогам встречи участники озвучили свой царь-критерий эффективного образования. Их получилось десять.
 
Царь-критерии:
1) Обеспечить качество входа – достаточный уровень подготовки школьников к поступлению в вуз.
2) Наладить взаимодействие университетов и работодателей с педагогами школ для повышения квалификации учителей.
3) Обеспечить востребованность выпускника на рынке труда после окончания вуза, достойный уровень зарплаты, возможность роста
4) Умение учить на основе унифицированных стандартов, сохраняя собственное представление вуза об образовании и создавая новые компетенции
5) Отойти от кафедральной системы образования в пользу академической.
6) Создать возможность для студента применять фундаментальные знания на производстве и  в учебной лаборатории
7) При подготовке математиков сделать уклон в пользу математической статистики
8) Создать две триады: школа-вуз-предприятие и предприятие-вуз-регион
9) Развивать экспортный потенциал российского образования. 
10) Обеспечить бесшовность связей при взаимодействии
 
 
Ситникова Марина, © Energyland.info
при копировании ссылка обязательна
 
Фото: М.Ситникова
 
 
 

 

Разработанно в AppsGroup

О проекте

EN

Полная версия

Close
Яндекс.Метрика